Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

Сразу скажу: я не поклонник неформатных вещей. До сих пор вспоминаю посещение музея современного искусства, навсегда оставившее неизгладимое впечатление “OH GOD WHY”. Почему же с постановкой Театра новых пьес “Женитьба” всё иначе? Попробую объяснить.

“Женитьба” по версии Хорена Чахаляна — смелый, экстраординарный перфоманс. Если вы поклонник традиционного МХАТовского формата, это представление может повергнуть вас в шок, потому что традиционного в нём очень немного.

Начнём хотя бы с афиши.

Взгляд на неё оставляет полное впечатление, что она вышла из-под карандаша ребёнка, пока не очень умеющего рисовать, но зато с богатой фантазией. Трёхголовая женщина?! Но самый большой сюрприз ждёт вас на самом представлении, ведь такая женщина там и правда есть.

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

Прошу любить и жаловать — сваха Фёкла Ивановна, женщина, которую играют три актрисы одновременно: Наташа Кийко, Оксана Жиганова и Анастасия Жигунова. С её (их?) появлением стало очевидно, что нас ждёт полное метафор и аллюзий событие. Разумеется, всё, что вы увидите, оставляет пространство для собственной трактовки. Почему она трёхглавая? Для меня она — цербер, мифическое существо, из чьей пасти течёт яд. Обыграть таким образом вредный, сварливый характер персонажа — это требует недюжинного воображения.

Но недолго Фёкла заправляла балом, потому что на сцену вышел Илья Фомич Кочкарёв в исполнении Максима Долинина.

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

Уверен, вам знаком этот тип: люди, которые просто не могут не быть в центре внимания, громкие, яркие, всегда в центре событий. Кочкарёв является именно таким персонажем, но возведённым в квадрат, и Максим с этим справляется на ура, со стопроцентной отдачей. Если он уходит от ответа — физически извивается; если пытается убедить — носится за своей жертвой по всей сцене, толкает и кричит прямо в лицо; если хочет куда-то отвести — просто водружает на плечи и тащит, не замолкая ни на секунду.

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

Вообще, такой подход касается не только Кочкарёва — это общий стиль постановки. Для повышения градуса насмешки над чопорными представителями общества 19 века все эмоции возведены в гротеск. Кричит от испуга один — подхватывают остальные (включая музыкантов, которые являются непосредственными, хоть и безымянными, участниками действа). Если смеяться — то надрывно и в течение не менее двух минут (и с катанием по полу). И это производит большое впечатление — актёры делают всё, чтобы каждая сцена запомнилась.

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

Развивая тему насмешки, не могу не описать сцену, когда все женихи в сборе и мероприятие начинается. Внезапно на сцену выезжает диджей с совершенно непроницаемым лицом (должен выразить ему отдельный респект — господин не только музыкант, но и талантливый актёр), открывает MacBook и начинает генерить бешеный танцевальный микс. Под безостановочное моргание огней и громкую музыку собравшиеся бешено колбасятся минуты две, а потом начинаются смотрины…

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

И неожиданно мы видим, как все, в том числе музыканты, сидят в кругу и поочерёдно зевают. А пройдя полный круг — зевают все вместе. Можно ли представить себе лучшую зарисовку на тему скучного сборища скучных людей, которым не о чем друг с другом говорить?

Конечно, на этом подарки для любителей поразмышлять не заканчиваются. Ещё пример — нарочито безэмоциональный разговор между невестой и тётушкой, который специально тараторится с каменными лицами без всяких жестов несколько раз подряд (!) — зритель даже не сразу понимает, что диалог зациклен. А говорят про гадание, про женихов — типичный стереотипный разговор “о женском”: “трефовый король проявляет большой интерес, но какая-то бубновая дама строит преграды”.

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

И происходит всё это безумие под прекрасный аккомпанемент: многократно исполненный Мендельсон каждый раз поражал своей чистотой, а прочие музыкальные эффекты (вроде одного-единственного пиццикато для каждого из оглашаемого списка женихов) крайне удачно создавали атмосферу.

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

Нельзя не отметить работу Давида Гугуляна в роли Жевакина — актёр (которого мы за глаза прозвали Мориарти за заметное сходство с персонажем из современной британской версии “Шерлока”) держал аудиторию ещё крепче, чем Максим Долинин (хотя казалось бы, куда уж!..). Живой магнетизм и харизма Давида напрочь приковывали к нему внимание, даже когда он просто ел яблоко — что уж говорить о более содержательных сценах! А своим монологом о том, что это уже семнадцатая невеста подряд, которая ему отказывает, Жевакин вызвал сочувствие — возможно, единственный персонаж, затребовавший эту эмоцию.

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

Вообще на этой сцене не было ни одного человека, который бы недоработал или не запомнился чем-то. Отметить хочется каждого: Валерию Скороходову в роли Арины Пантелеймоновны — (восхищён грацией и гибкостью актрисы, совершенно точно она профессиональный танцор!), и всех до единого музыкантов, и женихов — каждый со своей изюминкой, и конечно, прекрасную невесту в исполнении Анастасии Попковой.

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

Ну и наконец, главный персонаж, Подколёсин (Григорий Волков). Тот, вокруг которого весь сыр-бор. С его неуверенностью и инфантильностью он — полный антипод Кочкарёва. Мужской типаж, который мы заслужили… Он абсолютно податлив и безволен, принимает на веру всё, что слышит, и он одет в платье. Спасибо за эту аллегорию.

Гоголь на стероидах: Женитьба или совершенно невероятное событие

Но есть и другой взгляд на всё произошедшее. В течение всей пьесы персонажи манипулируют друг другом, чтобы достичь каких-то своих целей. Кочкарёв хочет заткнуть за пояс Фёклу, женихи хотят жениться (каждый по своей причине: кому приданое подавай, а кому — птичку, воркующую по-французски), а Подколёсину нужно всего лишь чтобы его оставили в покое. Так что его (внимание, спойлеры!) акт бегства из-под венца в конце действа можно воспринимать не как проявление трусости и слабоволия, но как нечто совершенно обратное: наконец-то, впервые за всю пьесу (а возможно и за всю его жизнь), он поступил не так, как от него ожидали, но так, как ему самому хотелось.

Спасибо Театру Новых Пьес за пищу для размышлений, за совершенно новое понимание театра и за яркие эмоции. Надеюсь, увидимся ещё!

Если вам интересны новости мира ИТ также сильно, как нам, подписывайтесь на наш Telegram-канал. Там все материалы появляются максимально оперативно. Или, может быть, вам удобнее "Вконтакте"? Мы есть даже в Яндекс.Дзене.

Понравилась статья?

Автор: toomanynights

Поговорить?

Читайте нас где удобно

Ещё на эту тему было