Обзор оперативной памяти DDR4 NETAC Shadow II 16Gb (8Gbx2) 3600Mhz PC28800 C18 Black (NTSWD4P36DP-16K)
Ну, кроме чисто маркетингового названия Shadow II, под которым выходит несколько различных по объёму и скоростным характеристикам модулей, как стандарта DDR4, так и DDR5.
Упаковка, комплектация, внешний вид
Итак, в нашем случае оперативная память поставляется комплектом из двух планок DDR4 объёмом по 8 Гб каждая, суммарно получается 16 Гб, работающих в двухканальном режиме при установке в соответствующие порты на материнской плате. При этом, такой пакет из двух модулей будет работать быстрее, чем один модуль аналогичного объёма в 16 Гб, а вся система в целом, соответственно, станет более производительной. Вообще, для ориентированных на играющую аудиторию планок оперативной памяти продаваться комплектами по две штуки — распространённая практика.
Давайте говорить честно, я не раз сталкивался с тем, что из кучи модулей оперативной памяти формально одной и той же модели нет, нет, да попадались планки с несколько отличным друг от друга исполнением, если не по используемым чипам памяти, то по печатной плате и мелким элементам “обвязки” на ней. А в идеале, конечно, лучше всего чтобы оба модуля, работающие в паре, были полностью идентичными от и до. Но это, конечно, в идеале, в реальности нередко удавалось “подружить” и два модуля от разных производителей с аналогичными характеристиками, но речь сейчас всё же не об этом.
Память поставляется в аккуратной коробочке из картона, на которой изображен внешний вид модулей — сразу видно, что в упаковке их два, а рядом с названием модели SHADOW II в виде стикера указан стандарт памяти DDR4 — не забываем, что под тем же названием SHADOW II выпускают и планки стандарта DDR5. Скромным мелким шрифтом указано, что это не абы какая, а игровая память с пожизненной гарантией (прим. автора — интересно, насколько реально данное заявление производителя, если у меня из строя выйдет планка, допустим, лет через 10 эксплуатации?). Указание конкретного исполнения модели и подробные характеристики указаны на белой наклейке на обратной стороне коробки, приведу их тут:
Shadow II DDR4-3600 16 GB (8GB x 2) C18 Black
NTSWD4P36DP-16K U-DIMM DDR4-3600 18-22-22-42 1.35V 8GB*2
О характеристиках памяти мы поговорим подробно чуть позже, а теперь приступим к распаковке. Внутри коробки находится пластиковый блистер с двумя планками внутри, который удобно открывается и закрывается, модули в нем достаточно надежно защищены от внешних воздействий, но извлекаются легко, так же легко можно и убрать их обратно при необходимости.
Сами модули выполнены на текстолитовой основе черного цвета и имеют радиатор чёрного цвета из сплава алюминия, но Netac также выпускает аналогичные модели и в белом исполнении (это же касается и версии DDR5). Контакт чипов памяти с радиатором происходит посредством полосок терморезины со стороны чипов, расположенных на одной из сторон, и мягкой подложки с другой стороны. Присутствует некоторый «агрессивный» игровой дизайн в виде рубленых декоративных форм на радиаторе, посередине которого также размещено изображение в виде головы коня — подобная символика в слегка различных вариациях присутствует и на некоторых других продуктах Netac. Зато тут нет новомодной RGB подсветки, присущей многим игровым девайсам и комплектующим, а плюс это или минус — пусть каждый решит сам для себя.
Особенности монтажа
Максимальная высота модуля с учетом радиатора составляет около 43 мм (при толщине чуть мене 7 мм), но стоит обратить внимание на V-образный профиль верхней части радиатора, который выполнен не просто ради красоты (как может показаться на первый взгляд) — такая конструкция позволяет сочетать установку данных модулей с невысокими башенными кулерами CPU, не мешая воздушным потокам от вентилятора. Я по достоинству оценил это на своей сборке, выполненной в сравнительно узком корпусе с кулером DeepCool GAMMAX 300 FURY, чья высота от основания составляет всего 130,5 мм, при этом, высота до нижней точки лопастей вентилятора от основания составляет примерно 32 мм.
Почему бы просто не сделать модуль более низкопрофильным, отказавшись от дизайнерских изысков? Всё просто — не забываем, что радиатор на планке оперативной памяти не только для красоты, но и для отвода тепла, а чем больше площадь его поверхности — тем лучше он выполняет свою задачу. В нашем случае, образующиеся по бокам радиатора “крылья” эту самую полезную площадь увеличивают.
Такие новости мы постоянно публикуем в Telegram. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить ;)
Характеристики модулей памяти
Парные модули стандарта DDR4 имеют объём по 8 Гб каждый, работают на эффективной частоте 3600 Мгц при таймингах 18-22-22-42 и напряжении 1,35 В. Из спецификации производителя становится известно, что по частоте эти восьмигигабайтные модули являются самой быстрой по частотам моделью стандарта DDR4 в линейке SHADOW II, даже у планок объёмом 16 Гб частота ниже — 3200 МГц, однако там ниже тайминги, также влияющие на скорость работы, там они составляют 16-20-20-40 (чем ниже тайминги — тем быстрее работает память).
Есть такой простой способ сравнить теоретическое быстродействие скоростей двух похожих модулей памяти с разными частотами и таймингами по коэффициенту частота/тайминг — в данном случае у обоих модификаций этот коэффициент (3600/18 и 3200/16) будет равен 200. В любом случае, модулей на 16 Гб у меня нет, так что приходится сравнивать их с модулями на 8 Гб лишь теоретически. Зато пару модулей на 8 Гб нам удалось протестировать в реальных задачах и в различных утилитах, даже слегка поэкспериментировали с разгоном в ходе теста.
Тесты производительности и разгон
Модули были установлены в систему на базе Intel Core i5-9600 KF на 3,7 ГГц, собранной на материнской плате ASUS Prime Z390-P, которая поддерживает работу оперативной памяти стандарта DDR4 с эффективной частотой до 4133 МГц, система Windows 10 с актуальными обновлениями установлена на SSD NVMe накопитель Seagate FireCuda 510 объёмом 1 Тб. Про кулер уже писал выше, описанием остального железа и периферии утомлять тоже не буду. Упомяну ещё только про модель видеокарты, что может быть актуально для некоторых бенчмарков — GeForce GTX950 от ASUS в компактном одновентиляторном исполнении с 2 Гб GDDR5.
Сначала мы протестировали работу в различных бенчмарках при стандартных параметрах, с которыми память работает по умолчанию — это эффективная частота 2666 Мгц (при реальной 1333 Мгц, удвоенной с учетом особенностей работы модуля DDR), при том, что заявленной эффективной частоты 3600 Мгц (при реальной 1800 Мгц соответственно) память достигает лишь при активации в BIOS заводского профиля разгона XMP (Xtreme Memory Profile), но этим мы займемся чуть позже, пока проведём тесты в режиме работы по умолчанию.
Для начала мы извлекли некоторые данные о памяти через CPU-Z, AIDA64 и Thaiphoon burner. Среди прочего, стало известно, что используются чипы памяти производства Samsung, что, к слову, уже настраивает на позитивный лад.
В обычном режиме тест PC Mark 10, интересный тем, что фактически имитирует реальную нагрузку на ПК в стандартных сценариях использования, включая графические редакторы, видеосвязь, редактирование текстов и таблиц, 3D графику и так далее, дал общий результат в 5232 балла.
В UserBenchmark итоговый результат составил 84%. Стресс-тест в OCCT v11.0.17 продолжительностью полчаса при 80% загрузке памяти не выдал ни одной ошибки.
Также для сравнения взяли данные из Cinebench R23, Corona и, конечно же, встроенного бенчмарка памяти в AIDA64.
Далее через UEFI BIOS мы активировали первый из двух имеющихся XMP профилей заводского разгона, при которых память должна работать быстрее, но всё ещё гарантированно стабильно. Проверим так ли это на самом деле. Выбираю первый профиль XMP, при котором физическая частота памяти будет уже 1800 МГц, соответственно, эффективная частота станет уже 3600 Мгц, также меняются и основные тайминги с 19-19-19-43 на 18-22-22-42, в чём мы можем убедиться и через всё тот же CPU-Z при загрузке системы.
Для сравнения проводим те же самые тесты. Аналогичный получасовой тест в OCCT оперативка прошла без проблем — всё работает стабильно. PC Mark 10 выдал 5230 баллов — примерно столько же, сколько и в неразогнанном виде, анализ детальных результатов говорит о том, что в базовых задачах память стала работать слегка медленней, зато возросла производительность при работе с мультимедиа-контентом. Но UserBenchmark показал существенный прирост скорости работы памяти и выдал уже результат в 111% против 84% в предыдущем случае.
Далее я активировал профиль XMP II, включающий всё те же основные настройки разгона эффективной частоты до 3600 МГц (при физической частоте 1800 МГц) и выставляющий тайминги 18-22-22-42, а также меняющий ряд других параметров, о чем легко можно узнать в BIOS при очередном подтверждении изменения настроек. OCCT также дал стабильный результат стресс теста по предыдущей методике.
Прогон тестов в PC Mark принес 5264 балла — чуть побольше, чем в предыдущих случаях, но также не сильно выходит за статистическую погрешность, однако в данном режиме мы получили прирост как в базовых и “офисных” задачах, так и при работе с медиа контентом. UserBenchmark дал оперативной памяти 112%, что на один процент больше, чем в предыдущем случае и также практически не выходит за рамки погрешности.
После тестирования заводских предустановленных профилей разгона, я решил немного поэкспериментировать самостоятельно. Да, попытки получить прирост производительности по таймингам — вещь в себе, требующая недюжинной квалификации в данном вопросе и ещё много сил и времени на эксперименты. Лично я не мечу на лавры эксперта, который разбирается лучше в этих вопросах, чем специалисты из Netac, поэтому решил ограничиться “любительским” разгоном по частоте через BIOS, взяв за базу настройки из профиля XMP II, а лишь затем очень аккуратно поколдовать с основными таймингами. Помимо замеров производительности работы памяти в бенчмарках, я не забывал каждый раз проверять её на стабильность работы в данных режимах путем запуска получасового стресс-теста RAM в OCCT при 80% загрузке.
Разгон до заветных 4000 МГц дал результаты производительности в PC Mark 10 даже чуть хуже, чем в предыдущих тестах без разгона и с применением готовых профилей XMP — всего 5196 баллов в сумме. Зато в UserBench удалось достичь лучших результатов в 118%. Только после этого я запустил OCCT и пришел к выводу, что частоту лучше всё-таки снизить: память выдержала первые двенадцать минут теста хорошо, но уже на тринадцатой начала сыпать сплошными ошибками. Будем считать, что это нас не устраивает, но в целом результат не плох — знаю случай, когда память с аналогичными паспортными характеристиками при аналогичном разгоне не выдерживала и двух минут подобного испытания.
Тем не менее, я снизил эффективную частоту до 3800 МГц и повторил испытания, начав сразу с теста стабильности в OCCT, который был пройден уже без проблем, что не может не радовать. Зато может не радовать снова тест в PC Mark 10 с итоговым результатом в 5 148 баллов. Зато UserBench дал памяти 117%, что немного меньше, чем в предыдущем случае с разгоном до 4000 МГц.
Следующим шагом я по принципу «ни нам, ни вам» выставил эффективную частоту 3900 МГц — тест OCCT также был пройден без проблем, PC Mark 10 выдал 5 185 баллов, что слегка лучше, чем в предыдущем случае, а UserBench — также 117%.
С целью хотя бы на один шаг приблизиться к идеалу, я снизил тайминг CAS Latency (CL) с 18 до 17, оставив остальные настройки как и в предыдущем случае (в итоге тайминги стали выглядеть как 17-22-22-42 при эффективной частоте 3900 МГц). Прогон OCCT прошел успешно, в PC Mark 10 имеем 5193 балла, что чуть больше, чем в предыдущем случае, а в UserBench уже 120%.
Также я проводил тестирование оперативной памяти при работе на всех вышеописанных режимах во встроенном в AIDA64 синтетическом тесте Cache&Memory Benchmark, результаты которого отдельно представил в виде сводной таблицы для простоты визуального восприятия. Тут мы видим прямую зависимость прироста скорости работы памяти и уменьшение времени задержки в зависимости от увеличения эффективной частоты и снижения тайминга CL при одной и той же эффективной частоте 3900 МГц при прочих равных.
Результаты тестирования в AIDA64 Cache&Memory Benchmark
Эффективная частота, МГц и тайминги | Скорость чтения, Мб/с | Скорость записи, Мб/с | Скорость копирования, Мб/с | Задержка |
2666 (19-19-19-43) | 38 311 | 37 559 | 31 831 | 60,7 |
XMP I — 3600 (18-22-22-42) | 48 011 | 50 174 | 42 387 | 53 |
XMP II — 3600 (18-22-22-42) | 48 311 | 50 322 | 42 538 | 53,3 |
3800 (18-22-22-42) | 50 486 | 52 692 | 44 543 | 51,3 |
3900 (18-22-22-42) | 51 034 | 54 111 | 45 997 | 49,9 |
3900 (17-22-22-42) | 51 778 | 54 463 | 45 458 | 49,9 |
4000 (18-22-22-42) Нестабильно! | 52 160 | 55 583 | 46 731 | 49,4 |
Итак, мы видим несколько неоднозначную картину — разгон определённо позволяет добиться лучших результатов в синтетических тестах и повысить номинальные характеристики скорости работы, но при этом даёт весьма неоднозначный результат в PC Mark 10, имитирующем реальное выполнение разнообразных рабочих задач на ПК. Чтобы окончательно поставить все точки над “i” и над “ї”, проведём финальный этап тестирования в играх. Тем более, память у нас как-никак игровая.
В качестве тестовой дисциплины была выбрана игра Shadow of Tomb Raider. Почему именно она? Всё просто — в ней имеется встроенный игровой бенчмарк, а у меня имеется лицензионная копия данной игры. Тестирование проводил во всех описанных выше режимах работы оперативной памяти, кроме настроек с частотами 3800 МГц 4000 МГц, так как в первый случай не такой интересный, в то время, как память стабильно работает на 3900 МГц, а во втором случае как раз таки эта самая стабильность уже вызывает сомнения. При этом тестирование проходило с двумя предустановленными настройками графики — на средних и максимальных значениях. Да, имеющаяся видеокарта GeForce GTX 950, к сожалению, оказалась слабоватой для этой игры, поэтому приходилось занижать настройки, смещая тем самым акцент в сторону более новых и производительных процессора и оперативной памяти в недостаточно сбалансированной конфигурации.
Эффективная частота, МГц и тайминги | Средний FPS, средние установки графики | Средний FPS, максимальные установки графики |
2666 (19-19-19-43) | 29 | 22 |
XMP I — 3600 (18-22-22-42) | 29 | 23 |
XMP II — 3600 (18-22-22-42) | 29 | 23 |
3900 (18-22-22-42) | 28 | 23 |
3900 (17-22-22-42) | 29 | 23 |
Как видим, тут все наши манипуляции с частотами и таймингами не повлияли на результат, а прирост в одну кадросекунду (также, как и «отрицательный прирост») не выходит за рамки погрешности измерения. Скорее всего, слишком сильно сказывается эффект бутылочного горлышка от видеокарты GTX 950. В любом случае, зависимость производительности системы от оперативной памяти в той или иной игре может сильно плавать, и где-то решающим фактором будет её суммарный объём, а где то — и скорость работы. Лучше, конечно, когда памяти много, она быстрая, да и все остальные компоненты системы ей под стать. На этой хорошей мысли мы и закончим программу тестов, перейдя к подведению итогов.
Вердикт
Комплект из двух планок оперативной памяти стандарта DDR4 NETAC Shadow II 16Gb (8Gbx2) 3600Mhz PC28800 C18 Black будет неплохим выбором при сборке игрового ПК, к тому же, не сильно ударит по бюджету — его цена в российской рознице составляет в среднем 4500 рублей. И пусть вас не смущает не самый известный бренд — на рынке электроники компания Netac с 1999 года, к тому же, чипы от Samsung тоже внушают доверие.
Для любителей «красивых» сборок также есть аналогичные модули с радиаторами белого цвета — даром, что без RGB подсветки.
И без того достаточно шустрая память имеет хороший заводской разгон, активировать который можно без риска для стабильности, стоит только не полениться залезть в BIOS и выбрать профиль XMP II. Для отдельных энтузиастов также остаётся и неплохой задел на оверклокинг в ручном режиме, но стоит помнить, что сильно выше головы прыгнуть не получится — инженеры компании просто оставили некоторый запас “прочности”, прощупывать который стоит весьма аккуратно и не забывая после каждого изменения прогонять тест стабильности, благо утилита OCCT бесплатна и имеет удобный интерфейс. Но можно спокойно обойтись уже и без этих ухищрений — для подавляющего большинства задач и так за глаза хватит имеющихся 16 ГБ, работающих в двухканальном режиме при включенном профиле XMP II на эффективной частоте 3600 МГц.
Тогда можно поддержать её лайком в соцсетях. На новости сайта вы ведь уже подписались? ;)
Или хотя бы оставить довольный комментарий, чтобы мы знали, какие темы наиболее интересны читателям. Кроме того, нас это вдохновляет. Форма комментариев ниже.
Что с ней так? Своё негодование вы можете высказать на zelebb@gmail.com или в комментариях. Мы постараемся учесть ваше пожелание в будущем, чтобы улучшить качество материалов сайта. А сейчас проведём воспитательную работу с автором.
Поговорить?
Читайте нас где удобно
Для тех, кто долистал
Ай-ти шуточка бонусом. Samsung развивается по спирали. Поспирали в основном у Apple.