Трещины, ямы, бесконечные ремонты. Всем нам это хорошо знакомо. Учёные из Лондонского королевского колледжа и Суонсийского университета предложили решение: асфальт, который сам себя восстанавливает. Технология уже прошла лабораторные тесты. Микротрещины зарастают меньше чем за час.
Как это работает? В состав покрытия добавляют микроскопические споры. Они заполнены масляными веществами. Когда асфальт трескается, споры лопаются. Масло восстанавливает битум, не давая трещинам расти. Идея вдохновлена природой. Деревья и животные сами заживляют повреждения. Теперь эту способность пытаются передать дорогам.
Зимой морозы, летом жара, весной — сырость. Всё это разрушает покрытие. Ямы появляются быстрее, чем их успевают латать. Самовосстанавливающийся асфальт мог бы продлить срок службы дорог на 30%. Это снизило бы затраты на ремонт. Безопасность движения тоже улучшилась бы.
Но есть вопросы. Технология пока не вышла за пределы лаборатории. Реальные условия — это не тесты. Справится ли асфальт с морозами ниже -20 °C? А с нагрузками от грузовиков? Ответов пока нет.
Ещё одна проблема — деньги. Первоначальные затраты на внедрение могут быть высокими. Хотя в перспективе экономия очевидна, бюджет на дороги так или иначе ограничен. Сможет ли страна позволить себе инновацию?
Экология тоже важна. Если ремонтов станет меньше, сократится строительный мусор. Выбросы от производства материалов тоже уменьшатся. Но нужно проверить, безопасны ли споры и масла для природы.
Технология не уникальна. В Нидерландах уже тестировали асфальт с микрокапсулами. Там использовали подсолнечное масло. Но подход с биологическими спорами — новый шаг. Возможно, он станет прорывом.
Пока учёные дорабатывают разработку, реальные дороги ждут. Если испытания пройдут успешно, ямы могут уйти в прошлое. Но пока это только надежда.
По мотивам: Google.