Вам когда-нибудь не нравилась концовка фильма или видеоигры? Злили действия героев и повороты сюжета? Хотелось, чтобы персонажи совершали другие выборы и поступали иначе? Сегодня это возможно благодаря расцвету жанра под названием «интерактивная драма», в котором зритель решает сам, как развернутся события.
Основная особенность интерактивных драм — нелинейный сюжет. В нескольких точках повествование останавливается, и зритель или игрок может сделать выбор между предложенными опциями, как поступить герою. В зависимости от этого сюжет разветвляется: дальнейшие события развиваются по разным сценариям и приводят к различным финалам. Такой контент намного сложнее в производстве, ведь нужно не только придумать несколько сюжетных веток, но и отснять (либо разработать, если речь о видеоиграх) каждую из них.
Первые попытки интерактивного сторителлинга предпринимались еще с конца 1960-х годов. В 1967 году в кинопрокат в Чехословакии вышел фильм «Киноавтомат»: за 60 минут, что длилась картина, ее 9 раз останавливали — и администратор предлагал зрителям проголосовать, какой выбор сделать героям. Правда, такая схема серьезно отвлекала зрителей от просмотра и так и не прижилась. Чуть более успешно идея была воплощена в видеоиграх. Аркады Wild Gunman (1974), Dragon’s Lair (1983) и Space Ace (1984) использовали наряду с традиционным геймплеем (рисованными мультиками и пиксельными короткометражками) короткие видеоклипы с декорациями и живыми актерами, а также предлагали несколько вариантов развития ситуации.
Впрочем, вплоть до середины 2000-х годов жанр не снискал особой популярности. Все изменилось с выходом игры Fahrenheit студии Quantic Dream в 2005 году, немедленно ставшей культовой. Игра начинается с того, что главный герой Лукас Кейн оказывается в туалете забегаловки и понимает, что только что убил мужчину. Как это случилось, он не помнит. Однако игрок может выбрать, какие улики спрятать и как выбраться из заведения. По мере прохождения нужно принимать большое количество альтернативных решений, которые приводят к одному из трех возможных финалов. В 2010 году компания Quantic Dream выпустила еще один интерактивный фильм (так иногда называют жанр интерактивной драмы в видеоиграх) Heavy Rain, также ставший большим хитом.
В последние два-три года интерес создателей контента к жанру снова вырос — во многом благодаря развитию цифровых технологий и появлению новых платформ, с помощью которых вовлечь зрителя становится проще. Так, в конце 2018 года на Netflix вышел интерактивный эпизод научно-фантастического сериала «Черное зеркало» — «Брандашмыг» (Bandersnatch). По сюжету молодой программист Стефан Батлер пытается разработать видеоигру на основе книги-игры «Брандашмыг», в которой пользователь временами может делать выбор по инструкции на экране. Батлеру и самому нужно сделать выбор (точнее, его совершает зритель): доверить адаптацию корпорации Tuckersoft или остаться независимым разработчиком. В какой-то момент программист понимает, что и его действиями кто-то управляет — и сходит с ума. У зрителя есть десять секунд на то, чтобы сделать выбор за героя: какие-то действия влияют на развитие сюжета, какие-то — нет. Эпизод имеет пять основных концовок и еще несколько вариаций каждой из них. В зависимости от выбора зрителя его продолжительность варьируется от 40 минут до 2,5 часов.
В том же 2018 году студия Quantic Dream выпустила игру Detroit: Become Human, которую многие критики назвали вершиной интерактивной драмы хотя бы в чисто техническом отношении. В ней не только безупречно создана атмосфера и проработана картинка, но и имеется невероятно ветвистое повествование. Интерактивными оказываются как главные, так и второстепенные герои из «массовки». Действие разворачивается в Детройте 2038 года: за несколько тысяч долларов любой желающий может купить себе помощника-андроида, который будет выполнять любые поручения: помогать по дому, воспитывать детей, выполнять грязную и скучную работу. Люди относятся к андроидам с пренебрежением, но в какой-то момент роботы понимают, что они — такие же живые существа с эмоциями и желаниями, и восстают. В игре есть около 150 ключевых поворотов сюжета, которые ведут к около 40 различным финалам. На то, чтобы увидеть их все, нужно потратить не один десяток часов.
А что делать, если у вас нет столько свободного времени — или вы, как истинный представитель Поколения Z, имеете низкую продолжительность концентрации внимания, — а поэкспериментировать с жанром хочется? В августе 2020 года интерактивная драма обосновалась на платформе коротких видео Likee — на просмотр одного эпизода «Роковая любовь» (в приложении его можно найти по хэштегу #ИнтерактивСериалLikee) у пользователя уйдет всего несколько минут. Главный герой — молодой парень, который оказывается запертым в мрачной комнате и связанным по рукам и ногам. Выбирая те или иные действия, ему нужно выбраться на свободу — а если повезет, то и разгадать личность своего похитителя. Likee — это первая в мире платформа для создания коротких видео, которая открывает формат интерактивной драмы для широкой аудитории. По словам представителей приложения, лендинг драмы посетили драму уже посмотрело более 5 млн пользователей, причем примерно треть из них запустила видео два и более раз, чтобы обнаружить все возможные концовки. Снят эпизод в совершенно новом формате, который объединяет интерактивные действия, квест и вертикальные видеоролики, ставшие популярными благодаря соцсетям.
Долгое время интерактивная драма оставалась жанром-аутсайдером из-за высокой стоимости разработки. Однако сегодня у нее есть все шансы получить новое рождение. Во-первых, использование технологий виртуальной и дополненной реальности помогают сделать интерактив все более осязаемым, чтобы полностью погрузить игрока или зрителя в происходящее. Во-вторых, эксперименты с созданием коротких фильмов-игр в этом жанре — как, например, это делает Likee — доказывают, что производство такого контента сегодня не только доступно, но и актуально для широкой аудитории. Является ли это рассветом революционного жанра, способного изменить индустрию развлечения? Пришло время вам, зрителям, сделать выбор.
Источник: Likee.