Электромобиль как пауэрбанк для дома: новая технология Volkswagen снизит расходы на 75% — или убьёт вашу батарею?
Идея использовать многокиловаттную батарею электромобиля не только для движения, но и для питания дома, витала в воздухе давно. Теперь Volkswagen через свою дочернюю компанию Elli делает решительный шаг, запуская в Германии пилотный проект двунаправленной зарядки Bidi. Заявленная экономия на электричестве до 75% выглядит заманчиво, но заставляет задуматься о ресурсе самого дорогого компонента — аккумулятора.
Иллюстрация — volkswagen-group.com
Кратко о главном
- Дочерняя компания Volkswagen, Elli, запустила в Германии пилотный проект двунаправленной зарядки «Bidi» (V2H);
- Технология позволяет электромобилю не только заряжаться от сети, но и отдавать энергию обратно в дом;
- Заявлено, что это может снизить расходы на электроэнергию до 75% за счёт разницы ночных и дневных тарифов;
- Для работы системы требуется специальное 11-киловаттное DC-зарядное устройство и совместимый автомобиль на платформе MEB;
- Главный вопрос — как постоянные циклы заряда-разряда скажутся на долговечности и деградации тяговой батареи.
Что такое двунаправленная зарядка и как VW планирует на ней заработать?
Концепция, известная как Vehicle-to-Home (V2H), предельно проста. Электромобиль подключается к домашней сети через специальное устройство и заряжается ночью, когда тарифы на электроэнергию минимальны. Днём, если поездки не планируются, накопленная энергия используется для питания бытовых приборов, что позволяет избегать потребления дорогого «дневного» электричества.
Компания Elli, ответственная за проект, видит в этом не только выгоду для конечного потребителя. Их долгосрочная цель — создание «Управляемой Батарейной Сети» (Managed Battery Network), по сути, виртуальной электростанции (VPP) из тысяч автомобилей. Подключённые к ней машины смогут не просто питать один дом, а отдавать излишки в общую сеть в пиковые часы, стабилизируя её и позволяя Elli зарабатывать на торговле электроэнергией на европейской бирже EPEX. По сути, владельцам электрокаров предлагают стать частью большого энергетического проекта.
Реальная экономия или маркетинговый трюк: считаем выгоду и износ
Заявление об экономии «до 75%» основано на симуляциях для немецкого рынка с его высокими и сильно колеблющимися ценами на энергию. В основе расчёта лежит простая арифметика: «купить» киловатт-часы ночью по низкой цене, а днём «потратить» их вместо покупки по высокой. Однако в этой схеме есть два «но»: КПД и деградация.
Такие новости мы публикуем в Telegram. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новинки! Уже много подписчиков!При двойном преобразовании энергии (из переменного тока в постоянный при зарядке и обратно при разрядке) потери неизбежны. Даже с самым современным оборудованием общий КПД вряд ли превысит 80—85%. Это значит, что из 10 кВт⋅ч, «залитых» в батарею ночью, обратно в дом вернётся только 8—8,5 кВт⋅ч.
Главная же «боль» — ресурс батареи. Литий-ионные аккумуляторы имеют ограниченное количество циклов заряда-разряда. Использование машины в режиме V2H по сути добавляет один дополнительный, пусть и неполный, цикл каждый день. Это неизбежно ускорит деградацию и снижение ёмкости аккумулятора — самого дорогого компонента электромобиля. И пока производитель не даёт чётких цифр, насколько сократится срок службы батареи, потенциальная экономия на счетах может быть полностью «съедена» необходимостью её преждевременной замены.
Иллюстрация — https://unsplash.com/@newpowa
«А если батарея умрёт?»: Что нужно знать о рисках V2H
Превращение электромобиля в домашний аккумулятор — технология с нюансами. Вот ключевые моменты, которые стоит учитывать.
Основной риск — ускоренная деградация батареи. Отслеживать её состояние можно через бортовую систему автомобиля (показатель State of Health, SOH) или с помощью специализированных приложений. Если SOH начал падать быстрее обычного после активации V2H, это повод задуматься.
Чтобы минимизировать износ, не стоит использовать 100% ёмкости батареи для питания дома. В настройках системы обычно можно выставить лимит, например, не разряжать аккумулятор ниже 30—40%. Это сохранит «неприкосновенный запас» для поездок и снизит нагрузку на ячейки.
Если деградация стала критической, единственный выход — замена батареи, что является крайне дорогостоящей процедурой. Важно заранее уточнить, покрывает ли гарантия производителя на аккумулятор его использование в режиме V2H. Вероятно, на начальном этапе производители будут вводить ограничения.
Альтернативы
Классическим решением для энергонезависимости дома является стационарная система хранения энергии (например, Tesla Powerwall или аналоги). Она не подвергает риску основной компонент автомобиля, имеет собственный ресурс и гарантию. Хотя первоначальные вложения могут быть выше, в долгосрочной перспективе это может оказаться более безопасным и предсказуемым вариантом.
Какие автомобили поддерживают «Bidi» и что нужно для подключения?
На данный момент участие в пилотном проекте доступно владельцам электромобилей концерна Volkswagen Group, построенных на платформе MEB. Это включает модели марок Volkswagen (семейство ID.), Skoda (Enyaq), Cupra (Born) и некоторые коммерческие фургоны. Ключевые требования: наличие батареи ёмкостью 77 кВт⋅ч и версия программного обеспечения ID. Software 3.5 или выше.
Помимо совместимого автомобиля, потребуется специальное двунаправленное DC-зарядное устройство мощностью 11 кВт. Для пилотного проекта Elli предоставляет его в сотрудничестве с компанией CUBOS. Управлять всем процессом — задавать время зарядки, лимиты разряда и отслеживать потоки энергии — предполагается через фирменное мобильное приложение Elli Charging.
Знаете ли вы что?
Идея двунаправленной зарядки не нова. В Японии технология V2H (а также V2G - Vehicle-to-Grid) активно развивается со времён аварии на АЭС "Фукусима-1" в 2011 году. Электромобили, такие как Nissan Leaf, уже много лет используются в качестве резервных источников питания для домов во время стихийных бедствий и отключений электроэнергии.
Перспективы в России: когда наши розетки «подружатся» с электрокарами?
Говорить о массовом внедрении технологии V2H в России пока преждевременно. Проект Elli находится на пилотной стадии даже в Германии, где для этого есть и экономические предпосылки (высокая стоимость электроэнергии), и техническая база.
Иллюстрация — https://unsplash.com/@waldemarbrandt67w
Для России существует несколько барьеров. Во-первых, отсутствие законодательной и нормативной базы, регулирующей отдачу энергии от частного лица в общую сеть. Во-вторых, необходима сертификация специального оборудования. В-третьих, сама экономическая модель вызывает вопросы: разница между ночным и дневным тарифами в большинстве регионов не настолько велика, чтобы окупить дорогостоящее зарядное устройство и риски, связанные с износом батареи. Скорее всего, в ближайшие годы технология V2H в России останется уделом энтузиастов, готовых к экспериментам и «колхозным» решениям.
Что это значит для нас?
Запуск проекта Elli — это важный сигнал. Автопроизводители перестают видеть в электромобиле просто транспортное средство и начинают воспринимать его как активный элемент энергетической системы. Для потребителя это открывает потенциал для экономии, но и несёт риски ускоренного износа дорогостоящего аккумулятора. В «большой картине» это шаг к более гибким и децентрализованным энергосетям, способным эффективнее интегрировать возобновляемые источники энергии. Однако скрытый компромисс заключается в том, что часть расходов на стабилизацию этих сетей фактически перекладывается на плечи (и кошельки) владельцев электромобилей через амортизацию их личных активов — батарей.
Часто задаваемые вопросы
- Выгодна ли двунаправленная зарядка?
- Это сильно зависит от разницы между ночными и дневными тарифами на электроэнергию в вашем регионе. В Европе, где эта разница существенна, выгода может быть значительной. В России экономия может не покрыть стоимость оборудования и ускоренный износ батареи.
- Какие автомобили поддерживают V2H?
- В рамках проекта Volkswagen — это модели на платформе MEB с батареей 77 кВт⋅ч. У других производителей, например, Nissan Leaf, Hyundai Ioniq 5 и Ford F-150 Lightning, также есть поддержка этой технологии.
- Сильно ли изнашивается батарея?
- Да, любой дополнительный цикл заряда-разряда ускоряет химическую деградацию аккумулятора. Насколько сильно — зависит от глубины разряда и интенсивности использования. Производители пока не дают точных данных о снижении ресурса.
- Нужно ли специальное оборудование?
- Да, для реализации V2H требуется специальное инверторное зарядное устройство, способное работать в обе стороны. Обычная "зарядка" для этого не подойдёт.
Источник: Volkswagen-group.
💡 Есть что добавить? Пишите в комментариях!
📱 Следите за новостями: Telegram | Дзен | VK | RSS
Поговорить?
Читайте нас где удобно
Для тех, кто долистал
Ай-ти шуточка бонусом.
Человек - это такая скотина, которая ко всему привыкает. Даже к андроиду.
Пока нет комментариев. Будьте первым!